↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

От дома к дому (джен)



Автор:
Бета:
Мряу Пушистая здравый смысл
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Драма
Размер:
Мини | 15 Кб
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Читать без знания канона не стоит
 
Проверено на грамотность
Подходит к концу путешествие Туда и Обратно. Бильбо Бэггинс возвращается в Шир, и Одинокая гора снова всего лишь точка на карте.
Бильбо не сразу понимает, что простой точкой на карте стал и его уютный дом, а когда понимает... Когда понимает, винить уже некого.
А Братство Кольца покидает Имладрис.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Бильбо сидит у камина и смотрит на пламя. Огонь пышет жаром, как драконье дыхание, облизывает сучья и тянет языки к сухим старческим пальцам. Бильбо вспоминает пылающий лес, вой варгов; затем зарево пожара над Озерным городом. Бильбо смотрит на пламя и вспоминает Шир, пестроцветье и зеленотравье. Сухая трава горит легче.

В зеленой, знакомой Бильбо до последней картофельной грядки, деревушке Хоббитон девочек называли в честь трав и цветов. Настурция, Незабудка, Ромашка, Одуванчик. В Хоббитоне любили цветы, и лишь только перекати-поле у порогов не привечали. Сухое, кривобокое, мятое, в особенно ветреные дни, коих в Шире, к счастью, в году бывало не больше пятидесяти двух, оно стучалось в круглые двери, трескало старую краску и летело к соседям, от дома к дому.

В одну из редких своих — еще до Путешествия — весенних вылазок Бильбо это перекати-поле нашел: целое поле перекати-поля, низкие кусты-холмики, усыпанные мелкими белыми цветами, словно снежной крупой припорошенные. Когда Бильбо выбрался на это поле летом, не было уже ни цветов, ни холмиков; лишь сухой жаркий ветер гонял по пустоши мятые травяные шары.

Бильбо был порядочным хоббитом: у него, как у любого порядочного хоббита, было солидное брюшко и он, как все хоббиты, знал, что перекати-поле — скверный цветок. В Хоббитоне даже самые невнимательные и рассеянные всегда смотрели в круглые окошки перед тем, как открывать дверь на стук, чтобы не впустить в нору перекати-поле; никто, правда, не знал, что случится, если перекати-поле все-таки впустить, но и проверять, что будет, никому не хотелось. И Бильбо ни единой душе не рассказал тогда про поле перекати-поля и про то, как оно его напугало. Ведь как же страшно — быть перекати-полем!

И все-таки ни порядочности, ни солидности, ни житейской мудрости Бильбо не хватило, чтобы прожить тихую достойную жизнь в любимой норе, каждое утро любовно проверяя, на месте ли серебряные ложечки и достаточно ли сыра в кладовой. В ту удивительно ветреную для Хоббитона ночь на уютной кухоньке Бильбо гремели тарелки и стучали кружки, под потолком расправлял крылья гигантский огнедышащий дракон; воображаемый, он после оказался сразу и страшнее, и безобиднее настоящего. А наутро Бильбо Бэггинс, даже не проверив ложечки и не захватив носовые платки, захлопнул за собой дверь норы и побежал через поля и луга догонять гномов. Наглые, грубые и ужасно невоспитанные, заявившиеся без спроса и без спроса же ушедшие, они не могли отправиться возвращать родную гору без Бильбо; ведь Бильбо видел целое поле перекати-поля и то, как подхваченные ветром засохшие цветы, жестоко выдранные из земли и — как странно! — оторванные от корней, стучались в чужие дома и нигде не находили приюта. Оторванные от корня цветы нельзя приладить обратно, но гномам и хоббитам всегда можно вернуть родной дом.

Огонь в холодных залах эльфов совсем не греет, и Бильбо прячет озябшие пальцы в карманы. В карманах непривычно пусто, не получается нащупать кольцо, простое колечко, без которого почему-то стыло и одиноко.

Родная нора встретила Бильбо Бэггинса знакомыми коридорчиками и круглыми окошками. На пустых полах толстым одеялом расстелилась пыль... Только вот полы вовсе не должны были быть пустыми! А как же шкафы, табуретки, любимый стол и комод, в котором — о ужас-то! — хранились серебряные ложечки?

Бильбо Бэггинс вернул и шкафы, и стол, и даже ложечки, пол снова был так чист, что блестел бы, не будь он покрыт старательно выбитым ковром, а в прикроватном сундуке прибавилось богатств: теперь там кроме скатертей матери и табакерок отца лежало настоящее золото гномов. Не будь этого золота, можно было бы сказать, что со времен путешествия ничего и не изменилось. Утром Бильбо снова стал завтракать дважды и поэтому быстро вернул себе солидное брюшко. Все было так, как и должно было быть, и Бильбо решил написать мемуары, чтобы запечатлеть для потомков — сказать по правде, для потомков соседей, ведь детей у Бильбо не было, а Фродо рассказы об Одинокой горе слышал уже не по разу, — историю великого путешествия, с которой по невероятности не сравнится даже легенда о великане Бандобрасе Туке, Бычьем Реве, дубиной запустившем голову врага в кроличью нору и так изобретшем игру в гольф.

В тот первый вечер Бильбо разложил на столе собственноручно нарисованную карту и бережно обвел пальцем Одинокую гору; теперь она, как когда-то давно, снова была лишь простой точкой на бумаге, но точкой ничуть не менее любопытной и родной, чем крошечный холмик, спрятанный под коротким словом «Шир»‎, выведенным особенно старательно, со множеством завитушек. Где-то в этом холме была уютная нора. Не какая-то там мерзкая грязная сырая нора, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, и не сухая песчаная нора, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора эта была хоббичья, а значит — благоустроенная...

Бильбо писал и писал, иногда даже забывая стирать с пальцев чернила, а на столе рядом с ним росли стопки прочитанных и тут же отвеченных писем, заново перевязанных лентами из гномьего сукна. Балин покидал Эребор и отправлялся в Морию, его сопровождали Двалин, Нори, Дори и Ори... Бильбо не убирал эти письма со стола и не складывал бережно в ящики, как он поступал со всеми письмами в последний день каждой недели: Бильбо читал их и перечитывал, вспоминал былое и собирал слова для своих мемуаров.

«Зачем же они покидают Одинокую гору? — недоумевал он. — Они ведь так хотели вернуть родной дом»‎. Вспоминались хмурые растерянные бородатые лица тех гномов, что остались в живых после битвы — Бильбо то сражение окрестил Битвой Пяти Воинств. Те улыбались, провожая хоббита в обратный путь, но взгляды у них были мрачные и будто бы недоумевающие. «Еще бы, — горько думал тогда Бильбо. — Ведь они в одночасье лишились стольких друзей».

В уютной хоббичьей норе шелестели страницы и звенели пузырьки чернил, а за круглыми окошками ничего не менялось. Судачили за пивом соседи, сплетничали, прикрывая рты кружевными платками, соседки, носилась ребятня; старый мельник приглашал всех на похороны жены, а булочник — на именины сынишки; девочек называли именами цветов, внимательно следя, чтобы ни разу не повториться, благо цветов в Хоббитоне много, и никто не открывал дверь перекати-полю. В норе рвались ввысь огненные драконы, стонали охваченные пожаром деревья, смеялись хмельные эльфы, шумела река, унося прочь от черного леса дубовые бочки, и умирали друзья, а за окном ходили друг к другу в гости и украдкой каждый раз пересчитывали серебряные ложки.

И однажды, снова разложив на столе уже поистрепавшуюся карту, Бильбо рассеянно погладил зеленые холмы Шира. Где-то там порядочный солидный хоббит выходил на крыльцо выкурить трубочку превосходного табака и знать не знал, что вскоре рядом замаячит голубая шляпа старого волшебника. Он еще не попробовал степной горечи дорог и ни разу не покидал дом без носовых платков.

«Да я ведь сам теперь перекати-поле, — подумал вдруг Бильбо. — Дома все то же самое, а скучно-то как, скучно! Так бы и полетел за ветром — да хоть куда, хоть к гномам, хоть к эльфам! Увидеть бы еще хоть раз Одинокую гору...»‎

Дом вдруг оказался где-то далеко, в том времени, в котором Бильбо никогда не забывал пересчитывать серебряные ложки, сам расспрашивал о погоде соседей и не знал, что такое скука; а благоустроенная нора стала такой же точкой на карте, как Одинокая гора; впрочем, Бильбо уже был слишком стар, чтобы это его беспокоило.

Бильбо Бэггинс был порядочным хоббитом с солидным брюшком, у него был набитый гномьим золотом сундук, соседи, алчно следящие за каждым его шагом, и заглядывающий в рот племянник, и Бильбо оставался на месте, не привязанный к корням, но не готовый от них отрываться. А соседи с каждым годом надоедали все больше, с каждым листопадом все скучнее становилось над ними смеяться, ведь на каждую новую шутку они отвечали тем же неловким благовоспитанным молчанием, что и на десять шуток до нее. И Бильбо все же ушел, разыграв соседей в последний раз и внезапно исчезнув у них из-под носа. Он очень хотел снова повидать горы и город на озере, но ноги уже были не те, не было силы в руках, и путешествие его было коротким, лишь до Имладриса, Последнего Домашнего Приюта владыки Элронда.

И вот в камине, с трудом натапливающем огромный каменный зал, трещат сучья, над ухом печальным соловьем поет флейта, менестрель Линдир задумчиво перебирает струны лютни и поет о травах, звездах и печальной любви — у эльфов все баллады только о печальной любви, — и Бильбо все думает, как же сложить из певучих слов квенья, языка эльфов, что-то радостное и веселое, о дорогах, вине, табаке и счастливой влюбленности, только перед глазами снова простирает крылья огнедышащий дракон, а в ушах звенит хмельной смех совсем других эльфов. Нет, не других, тех же самых, в чьих руках сейчас так тоскливо стонет флейта и плачет лютня, просто тогда над их домом не нависала черная тень... «Что для бессмертных эльфов какие-то шестьдесят лет? — думает Бильбо. — А нет, их дом изменился, и они изменились вместе с ним». А Бильбо изменился на чужой земле, там, где подпирают небо горы и в озере отражается деревянный город. Бильбо изменился, а нора так и осталась уютной и благоустроенной, настоящей норой настоящего хоббита — не того, кто рассказывал сказки дракону.

Где-то наверху, в одной из бесчисленных комнат Последнего Домашнего Приюта, беспокойным сном спит сейчас Фродо, любимый его племянник. Глупый мальчишка, почему он ввязался в этот поход? И почему забрал кольцо, его золотое колечко, его прелесть? Как же так...

Из полудремы Бильбо вырывают гневные возгласы. Славный эльф Глорфиндель, однажды уже столкнувшийся со смертью и возвращенный Валар из самих Чертогов, гневно мерит шагами гулкий каменный зал, и Бильбо уже знает, что произошло. В Братстве одним из девятерых должен был стать эльф, и Глорфиндель вот уже второй день умолял Элронда отправить в поход именно его, прославленного воина. Раз он так зол, значит, в его просьбе отказали. Значит, в поход отправится один из сыновей Элронда.

— Простите, Элладан и Элрохир, — сонно бормочет Бильбо. — Но и я думаю, что отправиться в поход должен один из вас.

Старый волшебник лгал. Путник однажды всегда путник не потому, что услышавший однажды зов дороги больше не сможет его заглушить, а потому, что однажды вышедший за порог больше не слышит зова дома. Путник меняется, дом остается. У Глорфинделя, однажды оторванного уже не просто от дома, но от всего Средиземья, дома больше нет. Есть залы, где ему рады, где его приветствуют балладами и песнями; есть границы, которые он сторожит, есть те, кто нуждаются в нем и любят его; но нет места, где он смог бы жить ненужным, забытым, самым обыкновенным эльфом просто потому, что там его корни. Если Глорфиндель выйдет в поход, не заплачет оставленная открытой дверь, не всхлипнет порог. Зачем возвращаться из битвы тому, кого дом не зовет? А близнецы Элронда еще никогда не уходили слишком далеко, дом будет звать их и дозовется.

— Что есть дом? — шепчет Бильбо, наконец засыпая. — Всего лишь точка на карте.

Но ни одного из сыновей владыка Элронд не отпускает. Место единственного эльфа в отряде отдают светлоглазому посланнику из Северного Сумеречья, сыну встреченного Бильбо когда-то лесного царя. По меркам эльфов — совсем ещё мальчишке, ничего, кроме северной заставы своего королевства, не видевшему.

«А владыка Элронд воистину мудр, — горько думает Бильбо. — Только-только вышедший за дверь крепче всех верит, что сможет вернуться»‎.

Бильбо, опираясь на палку, стоит в толпе застывших скорбными изваяниями эльфов и подслеповатыми глазами всматривается в лица уходящих.

Боромир, статный рыцарь Гондора, смотрит волком. Ему не нравится эхо, отдающееся от стен эльфийских залов, не нравятся тени от высоких деревьев, и он нетерпеливо похлопывает себя по бедру. Ему хочется скорее отправиться в путь, ведь лишь для него лежащая впереди дорога — не от дома, а домой. «Может быть, — надеется Бильбо, — ты еще не успел уйти слишком далеко. Да осветят звезды твою тропу».

Эстель смотрит прямо перед собой, будто бы на всю толпу сразу, на самом же деле — вообще ни на кого. Элронд многое рассказал Бильбо о приемыше, ведь Бильбо умеет слушать, а разбалтывать чужие тайны ему теперь некому. Покинувший когда-то дом неродного отца из любви к его дочери, Эстель — перекати-поле уже много лет. Его ничто не держит — ни в Имладрисе, ни в каком другом месте Средиземья. Бильбо знает пророчество: если Эстель выживет в этом походе — займет трон Гондора и объединит людские земли под королевской властью. Но и Гондору никогда уже не стать ему домом — он останется там лишь потому, что будет нужен. Перекати-поле зацепится за скрипучую калитку и будет защищать ее от ветров до тех пор, пока не замрет прогретый солнцем воздух.

На Гэндальфа Бильбо не смотрит вовсе. За годы, проведенные в Имладрисе, Бильбо узнал, кто он такой, посланец Запада. Битый век он ходит по не своей земле, и Бильбо даже не знает, помнит ли, что такое дом, он, оставляющий дорожным посохом кривые знаки на чужих дверях и выгоняющий в вечные странствия тех, кто никогда о них не просил.

Сын старого друга, Глоина, и лесной царевич, гневно отвернувшиеся друг от друга, смотрят на толпу одинаково. Печально, но не устало и не безнадежно. Бильбо вдруг кажется, что так смотрят дети, которым сказали, что они вот-вот умрут. Вряд ли из этого похода вернется хоть кто-то, и это знает каждый и в толпе, и у ворот. Знают это и гном с эльфом, но все равно упрямо, глупо не верят. Ведь где-то там, на севере, их ждут родные гора и лес, семьи, друзья. Они не поверят в это и тогда, когда вражеский клинок пронзит им живот. В это не верят все до тех пор, пока не переступают снова родной порог и не понимают, что дом их стоял не просто на этом месте, но и в давно ушедшем времени.

Мерри и Пиппин, дурные Брендибак с Туком, смотрят так же, и Бильбо поскорее отводит от них взгляд: не хочет видеть, как в их глазах отражается Шир. Сэм потерянно и испуганно улыбается. Бильбо видит, как он сжимает что-то сквозь ткань кармана, и вдруг понимает, что это желудь, один из тех, что россыпью покрывают землю в Старом Лесу. У Фродо в глазах безнадежность, будто он и правда понимает то, что когда-то понял разглядывавший карту Бильбо.

Никто из них не вернется домой. Разве что Сэм, решивший унести дом в кармане.

Даже тот, кто выживет и найдет дорогу туда и обратно, домой не вернется.

— Тогда просто вернитесь, — напутствует Бильбо, и его голос теряется в звонких прощальных воскликах эльфов. Девятеро выходят за ворота, и ветер треплет их волосы и плащи. Бильбо вглядывается в серую даль, туда, где от перепутья расходятся три дороги, до тех пор, пока владыка Элронд не сжимает его плечо, осторожно подталкивая к дому.

— Вам нужно согреться.

Бильбо Бэггинс сидит у камина. Вместе с языками пламени рвется в небо огнедышащий дракон, и из пасти дракона вырывается сухой жаркий ветер, и Бильбо до тех пор, пока не уснет, просит его не оставлять в беде перекати-поле и гнать его от дома к дому, от дома к дому...

Глава опубликована: 17.03.2024
КОНЕЦ
Фанфик является частью серии - убедитесь, что остальные части вы тоже читали

Хранители кольца

Девятеро вышли из Ривенделла. Девять хранителей — по числу назгулов.
Четыре хоббита, два человека, гном, эльф и истари.
Но что мы о них знаем? Да почти что ничего.
Братство Кольца глазами самого Братства и тех, чьи пути пересеклись с его.
Автор: Viara species
Фандомы: Средиземье Толкина, Монгольская мифология, Кельтская мифология
Фанфики в серии: авторские, миди+мини, все законченные, PG-13
Общий размер: 123 Кб
Отключить рекламу

20 комментариев из 49 (показать все)
flamarina
Просто так хочется прочесть фанфик где орки обычные люди, а точнее кочевники из Золотой Орды, но без арабского влияния
Анонимный автор
Что думаете автор? Ваша работа очень хорошо написана. Её приятно читать. Не обязательно посвящать весь фанфик орокуэнам, достаточно просто показывать их как обычных людей. Единственное что их отличает, это способность жить до 500 лет, а так орки по сути смесь хазаров, динлинов, юэчжи, туранцев, монголов, тюрков и частично печенегов, и при этом с византийским влиянием
sahnazarovgennadiy
flamarina
Там сама заявка есть. Нужно просто посмотреть
Я говорю вам русским языком: вы либо скопировали не то окно, либо не туда вбили свою "заявку"

От вас заявок не зарегистрировано:
https://fanfics.me/requests?fandom1=25&page=3#requests

По крайней мере по нынешнему нику. Поэтому советую её создать.
Viara speciesавтор
sahnazarovgennadiy
Ваша работа очень хорошо написана. Её приятно читать.
Спасибо.)
Что касается вашей идеи - боюсь, не смогу вам помочь: не люблю (и не умею) работать с чужими задумками.
Но flamarina все верно вам сказала: ссылка, которую вы прислали, - окно редактирования фанфика, его видно только вам как создателю. flamarina прислала вам ссылку на список заявок по фандому: https://fanfics.me/requests?fandom1=25&page=3#requests
Если вы по ней перейдете, в правом верхнем углу увидите плашку "Создать заявку". Нажмите на нее и следуйте инструкции, которая выплывет. Тогда заявка будет создана.
В заявках авторы фандома ищут идеи для своих фанфиков, и если вы создадите заявку, то есть вероятность, что кто-то вашей задумкой вдохновится и напишет вам фанфик, в этом фандоме ведь есть авторы, увлекающиеся именно отражением реальных народностей в мире Толкина. И тогда вы сможете прочитать про орков-людей.)
Удачи!
Показать полностью
Анонимный автор
Спасибо, я понял вас. Но работа у вас приятная, вы молодец. Наверное я подпишусь на вас если вы когда-нибудь снимите анонимность
автор молодой. вот, скажем, где дом у владыки Элронда? не может же эльфийский владыка быть бродягой и перекати-полем, не солидно как-то

в Ривенделле у Элронда дом, конечно. там Элронд жил с женой, там родились его сыновья, там везде плоды его трудов и его власть. как Одиссей у Кончаловского, Элронд может сказать, что это его мир: "мир, который я построил своим потом и кровью; который я разделил с женщиной, что родила мне сына; и ничто не может у меня этот мир отнять" https://youtu.be/B0_A9XWxV0Q?si=3kNtXylpaB74yxrF&t=279

хотя так-то Элронд родился в Гаванях Сириона еще до набегания туда Феанорингов, потом долго жил у Гил-Гэлада в Митлонде - а вот домом ему стал не морской совсем Ривенделл, который он создал сам. нам, конечно, не дано могущество Элронда, и Ривенделл мы не построим, но на построить свой дом и обычного человека хватит. и вот как дом построишь: создашь семью, найдешь ей крышу над головой, пустишь корни, обрастешь вещами, доживешь до 33 хотя бы, станешь совершеннолетним хоббитом - то понимаешь, чем было кольцо Вилья у Элронда, что оно делало. можно погореть - и опять построиться. можно на другое место переехать - и снова построить дом, самый настоящий, а не "точку на карте". пока есть в тебе силы, пока действует магия твоего кольца, будет у тебя и дом. и перекати-полем не станешь, и держаться только за то, что построили другие, не придется

а Бильбо говорит, что Гондор не станет Арагорну домом. да почему бы нет? как Элронду пришло время не жить то у Кирдена, то у Гил-Гэлада, а создать свой дом, так и Арагорну после Войны Кольца придет такое время - воссоздать старый Гондор эпохи королей, а не наместников. и Гимли построит свой дом в Агларонде (это пещеры под Хельмовой Падью), и у хоббитов все будет ОК: староста Заскочья, мэр Засумок, тан всего Шира. парни пришли к успеху, получили большие наделы. какое там перекати-поле, это остальные хоббиты у них в гостях. что-то не то шепчет Бильбо Кольцо - ну так Кольцо вообще слушать не надо, оно присоветует

ЗЫ дом Глорфиндела - в Валиноре, он же Перворожденный и никогда не забудет свет Двух Древ, тут Бильбо, опять же, немного не понял эльфа. то же самое относится к Гэндальфу. дальше можно порассуждать о том, где дом у владычицы Галадриэль, и сделать выводы из того, что и кольцо Нэнья у нее есть, и свет Древ она помнит - но и так длинно получилось
Показать полностью
Viara speciesавтор
Пайсано
Доброй ночи! Ух...
Прежде всего - автор рад вас видеть. Очень круто, что вы принесли такие развернутые рассуждения, автор с интересом их прочитал.
А еще круче то, что вы подняли ту тему, которую мне очень бы хотелось хотя бы раз в комментариях здесь обсудить.
Раз мне так повезло, отвечу так же развернуто.

автор молодой.
Все еще проще: автор не всевидящий :)
Впрочем, вы сами это замечаете:
тут Бильбо, опять же, немного не понял эльфа
Тут все-таки нельзя забывать, что история представлена глазами старика, который то погружается в воспоминания, то возвращается в явь. Скажем, Бильбо и не может знать наверняка (вообще никак не может), чем поход закончится для Братства. А все равно смотрит на участников похода и делает какие-то выводы.
Это дурные предчувствия старика, не более того. Его прошлое накладывается на настоящее других. А еще Кольцо уже успело что-то нашептать и испортить настроение, да :)
Но если детально разбирать вами сказанное...

Элронд может сказать, что это его мир: "мир, который я построил своим потом и кровью; который я разделил с женщиной, что родила мне сына; и ничто не может у меня этот мир отнять"
А еще он может сказать, что это слишком по-человечески =)
На самом деле, думаю, я понимаю, о чем вы. Построить дом, посадить дерево, вырастить сына - если место, которое человек долго обустраивал, в котором жил на протяжении многих лет, в котором жила его жена, в котором росли его дети, не может называться домом, то что вообще может? Так можно сказать, что единственный дом - родительский, а что человек дальше строит - так, приют.

И тут мы приходим к вопросу, что такое дом. А домов по сути у каждого два - тот дом, который родина, и дом, в котором человек живет. Человек эмоционально привязан и к первому, и ко второму. И пока человек из родного дома не переезжает, для него эти понятия совпадают. А потом - расходятся.
Так вот дом Элронда, про который говорите вы, - это второй тип дома.
Дом, про который здесь размышляет Бильбо, - именно родной. Первый тип.
Часто люди, родной дом покинувшие, и необязательно в результате масштабного переезда, достаточно просто от родителей съехать, родной дом домом считать постепенно перестают, и жизнь их уже строится вокруг дома номер два.
Если же переезд масштабный, условно - в другую страну, то спустя проведенные там годы родная страна тоже начинает восприниматься все более отдаленно и отчужденно (не у всех, естественно, но у многих). Та самая пресловутая ностальгия - желание вернуться в прошлое, в котором родной дом еще был тебе домом. Вовсе не желание вернуться в место.
При этом родиной то место все еще останется, просто не будет восприниматься домом, местом, в котором ты свой.

Бильбо с "точкой на карте" перегибает палку - но так у него-то второго дома, который он сам построил и в котором жил, нет вообще. А вот первый домом быть потихоньку перестал. Так что вот как раз Бильбо - перекати-поле в чистом виде.

У эльфов - дом есть, да. И Имладрис для Элронда, конечно, дом. Но не тот дом, про который думает Бильбо. Не родина.
С эльфами вообще любопытно. Эльфов послушать - так у них Валинор просто Земля Обетованная. В балладах и легендах то про него поется, то про то, как кто-то туда собирался, то про тех, кто оттуда пришел. На протяжении всех книг эльфы потихоньку двигаются к Гаваням. И в принципе многие из показанных в книгах эльфов знают, что рано или поздно уплывут за Море, и вообще это вопрос времени. А ведь у них всех тоже дома в Средиземье есть, где они жили, любили и растили детей.
Я ведь не просто так Землю Обетованную вспоминаю. Для тех представителей того народа, кто так и не ассимилировался в других странах, Домом (родиной) была та далекая земля, которую большинство из них и не видело никогда. Еще домом была страна, в которой они родились. А еще домом было место, где они жили, да. И там дома вообще получалось три - и все-таки именно родиной-родиной они пусть не всегда ощущали, но считали именно самый первый.
Ну вот с эльфами, на мой взгляд, та же история. Если даже эльфы, в Средиземье родившиеся, подвержены Тоске по морю (тоске по тому, чего они в жизни не видели), потому что их зовут Благословенные земли... Вот он, зов Дома во всей красе.

И дома Арагорна, Гимли и хоббитов, которые вы здесь упоминаете, - они, вне всякого сомнения, и правда их дома. Но это не отменяет того, что поход Братства в свое время их всех первого дома лишил - точнее, лишил их малую родину статуса дома. Потом этот статус уже получили места, в которых они сами обосновались.
А та тоска по времени, когда малая родина еще была домом, когда-то названная ностальгией, вполне могла остаться с ними. Их счастье, если не осталась. Тут уж кому как повезет. Обычно легкой тенью она все-таки остается со всеми.
Бильбо вот не повезло - и он заранее и перекладывает на Братство свой опыт.
Являются ли члены Братства, Элронд, эльфы перекати-полем? Ответ зависит, на самом деле, только от того, как они сами себя воспринимают))) Перекати-поле - это самоощущение.
В том, что Бильбо несчастен, когда думает о доме, виноват только он сам.

то понимаешь, чем было кольцо Вилья у Элронда, что оно делало. можно погореть - и опять построиться. можно на другое место переехать - и снова построить дом, самый настоящий, а не "точку на карте".
Кстати говоря, обычно каждый следующий переезд дается легче предыдущего ровно до того момента, пока у переезжающего не заканчиваются силы. У Элронда-то и Галадриэль все определялось силой колец, "магией в Средиземье", она закончилась - и они отплыли. А у людей лимитирующий фактор обычно возраст.

Уф, не буду, пожалуй, и дальше ткать эту простыню.
Вот такая занимательная философия трех домов :)

Вы, конечно, можете сказать, что я чувствую и понимаю канон неправильно. Может, и жизнь тоже. Только я человек, и вы человек, и нет среди нас умудренного жизнью эльфа.
Так и живем :)
Спасибо еще раз за интересную мысль!
Показать полностью
вот теперь я с вами вполне согласен, вы все правильно понимаете

действительно, у человека есть родительский дом - и этот дом не меняется, когда меняется человек. потому что родительский дом - это дом родителей. вот Ривенделл небось изменился, когда Элронд вернулся из похода в конце Второй Эпохи. а Элронд там повидал так повидал: не только войну, но и Саурона, и Кольцо. вон у Джексона Элронд аж до жерла Ородруина дотащил Исилдура, хотя там по дороге Кольцо становится как жернов. еще и думал, небось: а не грохнуть ли этого тупого Исилдура, который собирается навлечь на всех беду. но понял, что и сам не лучше и, отобрав Кольцо, в вулкан его не выбросит. изменился вернувшийся в Ривенделл Элронд, и Ривенделл изменился вслед за ним - это же Ривенделл происходит от Элронда, а не Элронд из Ривенделла. куда деваться Ривенделлу, только меняться вслед за своим владыкой

и это не потому, что Элронд такой крутой. когда в Шир вернулся садовник Сэм, изменился Шир - например, меллорны там появились. и получается, что не Бильбо и не Фродо принесли в Шир эльфийское, а Сэм! а почему? а потому что Сэм прошел инициацию, он начал строить свой дом, менять мир вокруг себя, стал взрослым - и мэром Засумок его сделали по заслугам. поэтому вслед за изменившимся Сэмом (и Мерри, и Пиппином) стала меняться их родина, стал меняться их дом. он же их, собственный, каким они его сделают - таким он и будет

таким образом, через инициацию, снимается конфликт между изменившимся тобой и не изменившимся домом. да, ты уходишь из родительского дома, уже навсегда, но не в неприкаянность. как говорил великий Павел, "когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое". мы оставляем родительский дом вместе с остальным младенческим, вместе с младенческим понятием о доме - неизменном, внешнем по отношению к нам. нам приходит пора создавать новое. инициация вообще болезненный процесс, некоторые долго маются. Арагорн вон десятки лет по пустошам шарахался

а вот Бильбо и Фродо не стали теми, кем хоббитам положено становиться. и виной тому Кольцо - ну не Кольценосца же ставить мэром Засумок, это некрасиво как-то, подозрительно. Бильбо не врос в дом, построенный его отцом для его матери, не сделал долгим трудом этот дом своим, не женился - но он и не изменил Шир, со всеми своими сокровищами, знакомыми и знаниями он оказался на отшибе и даже книгу свою не дописал. зато он вырастил Фродо и частично Сэма: Фродо потом дописал книгу и довел с помощью Сэма историю Кольца до финала. это кажется сначала так, что хоббиты - обыватели, не понимающие ни Бильбо, ни Фродо. а Толкин на самом деле очень любил Шир и хоббитов, и потому спутники Фродо так хорошо вписались в жизнь Шира после возвращения. не ради хэппи-энда и раздачи слонов, а чтобы показать, что есть в Шире место и доблести, и эльфийским дарам. тогда как Бильбо и Фродо всю жизнь тащили Кольцо: "так часто бывает, когда нужно что–то спасти: кто–то должен отказаться от него, потерять для себя, чтобы сохранить для других". это очень редкая и печальная судьба; к счастью, практически каждого она минует

у Галадриэли есть отечество земное и отечество небесное - как, в принципе, и у нас всех. в этом эльфы совсем даже не необычны: мы же тоже представляем, пусть и гадательно, словно через тусклое стекло, как оно там, в горнем мире, и мы тоже всю жизнь туда идем. Галадриэль вот помнила, как оно там, ну и мы припоминаем, как учил нас Платон. как там с этим припоминанием было у Элронда и Леголаса, которые Валинора не видели, сказать труднее. но вот Платон говорит, что все познание есть припоминание, мы в принципе умеем познавать только за счет своей причастности миру идеального. созерцаем идею круга и потому отличаем круглое от окружающей среды, ну или капчу проходим хотя бы. так что, полагаю, при помощи чуйки, замаскированной под "зов Моря", Элронд и Леголас тоже созерцали Валинор

Гэндальф и Глорфиндел - посланники богов, у них земного отечества нет, как у монахов. додумывался ли до этого толкиеновский Бильбо - может, и да. Бильбо вообще производит впечатление очень умного хоббита. Друг Эльфов, все-таки, несмотря на разницу в возрасте. и стихи Арагорну написал хорошие, и с эльфийского хорошо переводил, а это еще выучить надо. даже про необходимость расстаться с Кольцом понял

ЗЫ люди стачиваются о время, и с каждым переездом корни привязывают к новому месту менее глубоко - но привязанности вообще стираются временем, чувства блекнут. переезжать, конечно, лучше поменьше, а жениться так и вообще однажды. и в Элронде, который живет тысячелетиями, удивительно не то, откуда у него столько здоровья, а то, как мир для него еще не стал бесцветным. "Во мне все как–то тает, словно натягивается что–то, если ты понимаешь, о чем я. Ну, как будто кусок масла размазывают по слишком большому куску хлеба". вон по скольким тысячелетиям размазался великий Элронд - и все равно его хватило
Показать полностью
Пайсано
Великий Элронд давно выбрал направлять других, но ни в чём не участвовать самому.
Потому и "сохранился". Но сохранился ли – большой вопрос.

Заметим, что другие эльфы умеют как-то... мотивировать на свершения, что ли. А Элронд боатство демотивирует. Да, он осторожен и мудр, но что он говорит им? Что скрытность лучше храбрости (Боромиру), что каждый может стать предателем, если на него надавить (Гимли). Плюс он неверно оценивает расстановку сил в Шире, когда хочет отправить обратно Мерри и Пиппина: такие, как они были на тот момент, они бы не остановили ни Лотто, ни людей Сарумана – их родители и так сделали то, что могли бы сделать они: организовали партизанщину и выставили охрану отдельных земель...

Но, возвращаясь к Элронду, его "Последний гостеприимный приют" и он сам – ни в чём не участвуют.
Если мы вспомним, даже последняя битва Ривенделл не затронула: орков, которые хотели на него напасть, остановили гномы Одинокой горы и люди Дейла и Эсгарота.

Гендальфу, который Балрога лично метелил, Фарамира из огня вытаскивал и с бывшим "коллегой" Саруманом разбирался – такое даже не снилось.

И Галадриэли, чьи эльфы бились с морийскими орками, а сама она своей магией разрушала Дол Гулдур – тоже не снилось.
Про Чернолесских я просто молчу.

Так что цена "сохранности" Элронда – ни во что не лезть. Нет, его можно понять – после смерти жены. Но называть это чувством дома... лично я не готова.
Показать полностью
flamarina
вроде в Википалантире про Ривенделл понятно написано:
"Это место находилось в глубокой долине у западного подножия Мглистых Гор и оставалось скрытым благодаря кольцу Эльронда — Вилье (Vilya) — вплоть до окончания войны Кольца. Ривенделл был покинут большинством эльфов во время Войны Кольца"
все ушли на фронт, включая сыновей Элронда. Элронд остался с неспособными сражаться. ушел бы и Элронд на фронт - место перестало бы быть скрытым и безопасным

а так-то за свою жизнь Элронд повоевал, куда ему еще. даже если считать апокрифом эпическое "You should have stayed dead!", того же Ангмарца Элронд гонял в Третью Эпоху, не отлынивая от своих обязанностей

в качестве же стандарта эльфийского поведения можно взять Тингола, веками куковавшего за Завесой Мелиан и не желавшего видеть никого, кроме своих подданных. ну или спрятанный ото всех Гондолин, где в рамках режима секретности однажды забредших в гости оставляли на всю жизнь. гостеприимству Элронда на этом фоне можно только поражаться
Пайсано
Ну, Первая эпоха - "это другое". Тогда эльфы были менее... культурно ассимилированными.
Они считали, что нафиг Запад, сейчас они построят собственный рай с преферансом и феями.
Отсюда изоляционизм.
Но я говорила не об этом, а о настроении - о том, с чего мы начали разбор.
Настроение Элронда к Третьей эпохе вполне упадочное. Галадриэль с Келеборном на его фоне смотрятся практически оптимистами.
#фидбэк_лиги_фанфикса
Глубокая философская работа, облеченная в художественную форму. Это философия на стыке с социологией и потому пронзительно жизненная. Как у Шюца: солдат никогда не вернется домой. Слишком разными жизнями живут те, кто ушел, и те, кто остался. Кому-то по-прежнему важно ходить друг к другу в гости и пересчитывать серебряные ложечки. А кто-то не может забыть лица погибших друзей.
Многие друзья Бильбо не вернулись домой, потому что их пронзил клинок. Но не вернулся и сам Бильбо, потому что его дом остался в далеком прошлом.
Главное достоинство этой работы - это ее смысл. Но не единственное. Еще есть красивый, образный, напевный язык, потрясающе точно передающий дух канона.
Прекрасно написано, Автор!
Какие у Бильбо потрясающе мудрые мысли! Хоть пиши и вешай на стенку!
Путник однажды всегда путник не потому, что услышавший однажды зов дороги больше не сможет его заглушить, а потому, что однажды вышедший за порог больше не слышит зова дома.
Это очень хоббичье понимание дома вкупе с очень важным осознанием, что приключение не может пройти бесследно делает эту историю уникальной. Ведь очень, очень часто бывает наоборот - сходил в приключение, вернулся домой и живет будто ничего не было, будто и не изменился. как приятно знать, что не все так думают!
Голосом Цоя: Деанон, мы ждём деанон!
Roxanne01
Голосом Цоя: Деанон, мы ждём деанон!

А смысл?)))
Авторский хвостик и так довольно заметен)
Levana
Roxanne01

А смысл?)))
Авторский хвостик и так довольно заметен)
Сами мы не местные. Я не понимаю кто из вас есть кто.
Вернее есть догадка, но я боюсь опростоволоситься)
Roxanne01
Levana
Сами мы не местные. Я не понимаю кто из вас есть кто.

Да я тоже так, налетами 😁 но этого автора уже везде узнаю))
Ох ты ж... ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!!!
Я обещала прийти сюда с отзывом.
Знаешь, когда-то давно, при знакомстве со Средиземьем, его атмосфера меня потрясла. Я нигде и ни у кого больше такого величественного светлого монументализма не встречала. А у тебя получилось очень точно в это ощущение попасть: огромный, неумолимый мир, существующий по своим законам, показанный глазами маленького — смелого и умудрённого опытом, но маленького — хоббита.
Центральная метафора здесь просто великолепна. Во-первых, она оплетает всю историю от начала до конца и развивается вместе с сюжетом. Во-вторых, она мелодична, а это отдельное достижение для письменного текста. «Целое поле перекати-поля» — очень красиво и музыкально.
Длинные предложения мы уже обсуждали, но хочу сказать, что здесь они как раз очень хорошо работают на атмосферу. Неторопливо, монументально, по-старчески. Немного тяжеловесный язык, но в стиле самого Профессора, как по мне.
В целом, история похожа на сон, тревожную дрёму в холодный осенний день, наполненный дождём и одиночеством. И реплика Элронда в конце — «Вам нужно согреться». — звучит пробуждающе. Как будто только в последнем абзаце Бильбо по-настоящему понимает обдуманную не раз неотвратимость, необратимость жизни перекати-поля.
Показать полностью
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх